Categories: Люди

Биография Кена Уилбера

Кен Уилбер (Ken Wilber) (род. 31 января 1949) — американский философ, основавший интегральный подход, объединивший в себе все основные изыскания в таких различных сферах, как психология, психология развития, социология, философия, мистицизм, постмодернизм, естественные науки, когнитивные науки, теория систем и др.; один из основателей Интегрального института и Интегрального университета — исследовательских и образовательных организаций, направленных на изучение фундаментальных и прикладных аспектов формирующейся в настоящий момент волны интегрального сознания.

Кен Уилбер по праву считается одним из ведущих теоретиков трансперсональной психологии. В 1993 году в честь 25-летнего юбилея Ассоциации трансперсональной психологии он, вместе со Станиславом Грофом, получил почетный диплом, отмечающий его вклад в развитие этой области.

Написав шестнадцать книг о духовности и науке, которые были переведены в двадцати странах, в настоящее время Уилбер является наиболее переводимым академическим автором в Соединенных Штатах. Он считается одним из ведущих специалистов по трансперсональной психологии, которая выделилась в 60-х из гуманитарной психологии. Кен Уилбер — создатель интегрального подхода и основатель Интегрального Института (Integral Institute).

Кен Уилбер родился в Оклахома-Сити, штат Оклахома, 31 января 1949 года в семье военного летчика. Когда Уилбер учился в последних классах школы его семья переехала в Линкольн, штат Небраска. В новой школе его удостоили чести произнести на выпускном вечере почётную прощальную речь. Уилбер описывает частые переезды как сложный жизненный опыт, тем не менее, он преуспевал в спорте и несколько раз избирался председателем школьного сообщества и старостой класса.

В 1967 году он начинает изучать медицину в Университете Дьюка (Duke University). Однако уже в первый год обучения Уилбер совершенно потерял интерес к погоне за научной карьерой, и занялся чтением книг по психологии и философии (как Западной, так и Восточной). Он вернулся в Небраску для изучения биохимии, получил стипендию для постдипломного образования и прошёл все необходимые курсы, однако принял решение отказаться от написания исследовательской работы и сосредоточиться на своей писательской деятельности.

В 1972 году зарабатывая преподаванием, он знакомится с Эми Вагнер. Они решают жить вместе и в том же году женятся. Чтобы как-то обеспечить себе пропитание во время написания книг, Уилберу приходится зарабатывать на жизнь низкооплачиваемым трудом (несколько лет он работал посудомойщиком). Интересно, что для того, чтобы отточить свои писательские навыки, Уилбер дословно от руки переписал все книги Алана Уотса. В течение следующих десяти лет его рабочий метод состоял в следующем: интенсивно изучать материал в течение порядка десяти месяцев, формировать в уме образ всей книги и затем воплощать её на бумаге за два или три месяца.

В 1973 году Кен Уилбер, которому исполнилось 23 года, заканчивает рукопись своей первой книги «Спектр Сознания» (The Spectrum of Consciousness), в которой совершается попытка синтеза восточных и западных школ психологии. В течение нескольких лет более двух дюжин издательств отказывается публиковать книгу Уилбера по причине сложности излагаемого в ней материала, и лишь в 1977 году работу соглашается издать теософское издательство «Quest Books». В этой книге присутствуют многие характерные черты его более зрелых работ: здесь впервые представлен «интегральный подход», согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии и т.д. — как академические, так и духовные (или трансперсональные) — понимаются не как конкурентные или взаимоисключающие, но как справедливые лишь в определенных частях полного «спектра сознания» и потому дополняющие друг друга. В это же время он стал одним из основателей и главным редактором журнала «Ревижн» (1978–1982), сыгравшего важную роль в обсуждении новой научной парадигмы и в развитии трансперсональной психологии.

Публикация книги принесла Уилберу признание в академических кругах, что позволило провести ряд лекций и семинаров. Однако через год он на долгое время почти полностью отстраняется от общественной деятельности, чтобы больше времени посвятить писательской работе.

В 1979–1984 гг. Уилбер публиковал книги и статьи, в которых рассматривались интегральные модели индивидуального развития (1980, 1981); культурной и социальной эволюции (1983); эпистемологии и философии науки (1982, 1983); социологии (1983), а также разнообразные проблемы психопатологии и психотерапии (1986). В книгах последних лет Уилбер продолжает развивать свою центральную идею о том, что высшая цель эволюции человека, а также всей жизни и даже всего мира — это реализация Духа, понимаемая как не двойственное переживание. Однако не стоит на этом основании зачислять его в ряды объективных идеалистов, которых сам Уилбер подвергает глубокой критике. Как показывает данная книга, смысл этого утверждения намного глубже.Опубликовав к настоящему времени 16 книг, изданных на 20 языках, Уилбер сегодня — самый переводимый американский мыслитель. В США издано восьмитомное собрание его сочинений, в Интернете насчитывается более 300 000 ссылок на его работы. О признании его заслуг говорит и награждение его в 1993 г, вместе со Станиславом Грофом, почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в ее развитие.

Своим авторским дебютом, книгой «Спектр сознания» (1977) Уилбер завоевал репутацию оригинального мыслителя, стремящегося к интеграции психологических школ и подходов Востока и Запада. Сокращенная версия этой книги опубликована под заголовком «Никаких границ» (1979). Это, по оценке самого Уилбера, — «романтический» период его творчества, который он называет «Уилбер-I». Его наиболее существенные книги следующего, «эволюционного» периода «Уилбер-II» — «Проект Атман» (1980) и «Ввысь из Эдема» (1981) — охватывают области психологии развития и истории культуры. В «Проекте Атман» (1980) он объединяет различные — как восточные, так и западные — теории индивидуального развития в целостное воззрение, прослеживающее развитие человека от младенца до взрослого, а также стадии и законы последующего духовного развития.

В книге «Ввысь из Эдема» он использует модель индивидуального развития в качестве концептуальной схемы для культурного картирования эволюции человеческого познания и сознания. В 1984–1986 гг. Уилбер публикует серию статей «системно-эволюционного» периода, названного им «Уилбер-III».После продолжительного молчания, связанного с болезнью и смертью жены, Уилбер в 1995 выпустил 800-страничный том «Пол, экология, духовность: дух эволюции», который, по его замыслу, является первым томом трилогии «Космос» и первой работой «интегрального» периода «Уилбер-IV». В ней он анализирует эволюцию человека — его мозга, сознания, общества и культуры — от ранних гоминид до настоящего времени и соотносит ее с такими феноменами как эволюция взаимоотношений полов, отношение человека к земле, технологии, философии, религии и многое другое. Предпринимая такое сравнение, Уилбер критикует не только Западную культуру, но и контркультурное движение в целом, включая Нью Эйдж, трансперсональную психологию, а также и романтически и упрощенно понятую «вечную философию». Более популярная версия этих идей изложена в «Краткой истории всего» (1996).

В 1983 году Уилбер переезжает в Калифорнию, где знакомится и женится на Терри («Трейе») Киллэм. Через несколько дней в процессе обычного медицинского обследования у неё диагностируют рак груди. С осени 1984 по 1987 год Уилбер почти полностью прекращает писать книги и занимается уходом за женой. В 1987 году Уилбер и Трейя переезжают в Боулдер, штат Колорадо и селятся неподалёку от Университета Наропы, буддийского университета, основанного Чогьямом Трунгпа Ринпоче. Трейя умирает в январе 1989 года. Опыт их совместной жизни в последние годы описывается в книге «Благодать и стойкость» (также название переводится на русский как «Милосердие и мужество») (1991).

В начале 90-х Кен Уилбер предпринял попытку написать учебник по интегральной психологии, однако в процессе работы над книгой им был обнаружен ряд концептуально-теоретических препятствий, сокрытых в современном положении в науке, которые подтолкнули Уилбера к переосмыслению современных теоретических и практических парадигм. Это, в свою очередь, привело его к трёхлетней работе над своей монументальной монографией «Пол, Экология, Духовность» (Sex Ecology,Spirituality 1995), ставшей первым томом задуманной им трилогии «Космос». В 1996 году публикуется работа «Краткая история всего» (A Brief History of Everything), представляющая собой популярное изложение идей работы «Пол, экология, духовность».

К числу последних опубликованных книг Уилбера принадлежат: «Око духа» (1997) — панорамное изложение интегрального подхода и интегральной критики; «Свадьба смысла и души: интеграция науки и религии» (1998) — размышление о непротиворечивом соединении научного и религиозного опыта; «Один вкус» (1999) — личный дневник, описывающий его внутреннюю лабораторию, практики и истоки его идей; «Интегральная психология» (1999) — интегральный подход в психологии; и «Теория всего: интегральное видение для бизнеса, политики, науки и духовности» (2000) — практика интегрального подхода к жизни в целом.

В конце 2006 года Уилбер публикует свою работу «Интегральная духовность», в которой вниманию общественности представляется концепция интегрального подхода к духовности и духовному развитию, а в августе 2007 года — книгу «Интегральное видение», являющуюся иллюстрированным введением в интегральную модель, изложенным доступным языком. Планируется новое, полностью переработанное издание наиболее важной, по словам самого Уилбера, работы в его карьере — «Трансформации сознания», — посвящённой интегральной психотерапии и развитию. Помимо этого ожидается издание трилогии «Многоликий терроризм» (The Many Faces of Terrorism), посвящённой интегральной политике и проблеме терроризма в третьем тысячелетии.

С 1987 года Кен Уилбер живёт в Денвере, штат Колорадо. Здесь он продолжает работу над трудом своей жизни — трилогией Космоса, — а также другими книгами, и заведует деятельностью Интегрального института и Интегрального университета.

education

View Comments

  • Оценка идей Кена Уилбера в свете фактически существующих экспериментов и наблюдений из трансперсональной психологии и из современных исследований сознания представляется чрезвычайно важной и необходимой.

Share
Published by
education

Recent Posts

История успеха кубинца Давида в рекламном бизнесе

Про Давида говорят, что у него нежное сердце и стальные мускулы. Этого кубинца, рекламирующего мужские…

7 лет ago

Заповеди сатанизма и ритуальные атрибуты

У сатанистов, как и у христиан, существуют свои заповеди. Да и само обустройство, образ жизни,…

7 лет ago

Буддизм

Из трех мировых религий, включающих христианство, ислам и буддизм, самой малочисленной, но тем не менее…

7 лет ago

Как протекала юность Петра Первого

Юность Петра протекала в годы правления Софьи, его старшей сестры, которая была провозглашена боярами царицей…

7 лет ago

Причины для запуска собственного интернет-радио

Развитие программного обеспечения и интернет-технологий способствовали революции в концепции вещания. Сегодня практически каждый может заниматься…

11 лет ago

Нобелевская премия-2013 по химии досталась американским ученым

Лауреатами Нобелевской премии по химии за 2013 г. стали Мартин Карплюс, Майкл Левитт и Ари…

11 лет ago